Оценивание метапредметных результатов
Прием «Двухрядный круглый
стол»
Приём имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной
для участников проблеме. В процессе проведения «Двухрядного круглого стола»
преподаватель делит участников на две группы. Первая образует «внутренний
круг». Участники этой группы имеют возможность свободно высказываться по
обсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы участники не критиковали точку
зрения других, а коротко и четко высказывали собственное мнение. Участники
второй группы («внешний круг») фиксируют высказывания участников внутреннего
круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути
обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей
в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники
внутреннего круга должны кратко выразить свое мнение по обсуждаемой теме
(проблеме), связывая его с предыдущими.
Преподаватель осуществляет
координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог
в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания
работы внутреннего круга преподаватель обращается к группе, образующей внешний
круг. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными
выше. В заключение работы преподаватель просит участников сформулировать
выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и
комментарии.
Обобщая разговор о «Двухрядном
круглом столе», необходимо остановить внимание на одной чрезвычайно важной
проблеме, относящейся к развитию рефлексивного мышления. Мы имеем в виду, что
развитие - это результат двунаправленного процесса: с одной стороны, человек
осознает и оценивает собственные действия и мысли, использует при решении задач
метакогнитивные умения, сформированные у него ранее; с другой стороны, сама эта
рефлексивная саморегуляция подвергается вторичной рефлексии более высокого
уровня, становясь специальным предметом анализа и оценки другими людьми,
выступающими в функции своеобразных «наблюдателей». В той мере, в какой индивид
учитывает эти оценки, он и получает возможность осознавать собственные
метакогнитивные качества и при необходимости их корректировать (например,
открытость своего мышления, степень терпимости к критике, умение постигать
смысл деятельности, адекватность самооценки и т.д.).
Подобного рода ситуации
многоуровневой рефлексии довольно часто возникают в технологиях рефлексивного
характера. Так, в технологиях, связанных с разработкой педагогических
проектов, нередко деятельность большой «команды» распределяется по малым
группам проектов, которые разрабатывают отдельные подпроекты; затем их
результаты выносятся на общее обсуждение, в процессе которого проводится их
рефлексивный анализ, осмысление и оценка. Таким
образом, результаты первичной рефлексии становятся предметом рефлексии более
высокого уровня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий