среда, 13 февраля 2019 г.

Педагогическая мастерская

Оценивание метапредметных результатов


Прием «Двухрядный круглый стол»

 Приём имеет своей целью обмен мнениями по наиболее ак­туальной для участников проблеме. В процессе проведе­ния «Двухрядного круглого стола» преподаватель делит участников на две группы. Первая образует «внутренний круг». Участники этой группы имеют возможность сво­бодно высказываться по обсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы участники не критиковали точку зрения дру­гих, а коротко и четко высказывали собственное мнение. Участники второй группы («внешний круг») фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутрен­нем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны кратко выразить свое мнение по обсуждаемой теме (проблеме), связывая его с преды­дущими.
Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диа­лог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель обращается к группе, образующей внешний круг. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В заключение работы пре­подаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.
Обобщая разговор о «Двухрядном круглом столе», необ­ходимо остановить внимание на одной чрезвычайно важной проблеме, относящейся к развитию рефлексивного мышле­ния. Мы имеем в виду, что развитие - это результат двуна­правленного процесса: с одной стороны, человек осознает и оценивает собственные действия и мысли, использует при решении задач метакогнитивные умения, сформированные у него ранее; с другой стороны, сама эта рефлексивная саморе­гуляция подвергается вторичной рефлексии более высокого уровня, становясь специальным предметом анализа и оценки другими людьми, выступающими в функции своеобразных «наблюдателей». В той мере, в какой индивид учитывает эти оценки, он и получает возможность осознавать собственные метакогнитивные качества и при необходимости их коррек­тировать (например, открытость своего мышления, степень терпимости к критике, умение постигать смысл деятельно­сти, адекватность самооценки и т.д.).
Подобного рода ситуации многоуровневой рефлексии довольно часто возникают в технологиях рефлексивного характера. Так, в технологиях, связанных с разработкой пе­дагогических проектов, нередко деятельность большой «ко­манды» распределяется по малым группам проектов, которые разрабатывают отдельные подпроекты; затем их результаты выносятся на общее обсуждение, в процессе которого про­водится их рефлексивный анализ, осмысление и оценка. Таким образом, результаты первичной рефлексии становятся предметом рефлексии более высокого уровня.




 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий