Оценивание метапредметных результатов
Перекрестная дискуссия
В технологиях, связанных с дискуссионными методами, большое внимание уделяется правилам ведения самой дискуссии, что, несомненно, важно, но в работе с информацией не это умение является ведущим. Как с помощью несложного приема научиться не только вести себя цивилизованно в момент дискуссии, внимательно выслушивать оппонента, но и выдвигать и формулировать аргументы в защиту своей позиции, отбирать наиболее сильные доводы, предвосхищать аргументы оппонентов? Этому можно научиться с помощью приема «Перекрестная дискуссия». В материалах проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» этот прием носил название «Паутинная дискуссия» (Д. Олверманн, 1991) . Мы изменили название. Этот прием дает возможность работать с темой в целом - на уровне ее идеи и проблематики. Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Таким образом, такая дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений.
Вопрос или спорное утверждение
могут быть предложены организатором дискуссии или самими ее участниками. В
основе организации работы лежит следующая таблица (табл. 11).
Таблица 11
Аргументы «за»
|
Вопрос / утверждение
|
Аргументы «против»
|
|
|
|
Вывод:
|
Участникам дискуссии
предлагается заполнить таблицу. Они работают в парах, последовательно записывая
несколько аргументов «за» (4-5 суждений) и несколько аргументов «против». Затем
аргументы «за» и «против» последовательно озвучиваются. Дальнейшая работа может
быть организована по-разному.
Вариант 1. Учащиеся по ходу работы,
пользуясь правилом, отмечают уже прозвучавшие аргументы и дописывают в обе
графы наиболее значимые из прозвучавших в классе, те, которые затронули их,
укрепили или поколебали их первоначальное мнение по дискутируемому вопросу/утверждению.
Таким образом, разнообразие мнений в аудитории позволит увеличить количество
аргументов, иногда поможет изменить первоначальную точку зрения и приведет к
итогу работы. В итоге необходимо прийти к одной из позиций, выбрать между «да»
и «нет», «за» и «против». Завершив заполнение таблицы, необходимо записать аргументированный
вывод.
С таблицей «Перекрестной
дискуссии» можно работать по-другому.
Вариант 2. Тема урока: «Каким мы видим
Пьера Безухова в 1-м томе романа?» (фрагмент) . Текст: Л. Н. Толстой, роман
«Война и мир», т. 1, ч. 3, гл. 1-2.
Подготовка к перекрестной
дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросу: виновен ли Пьер в своем
браке не по любви?
Просим учащихся подготовиться
к перекрестной дискуссии, записав в тетрадях и положительные, и отрицательные
аргументы по предложенной теме. Перекрестная дискуссия проводится следующим
образом: высказывается тезис «за» (да), потом заслушивается тезис опровержения
и высказывается тезис «против» (нет); обмен тезисами продолжается по той же
схеме, пока не закончатся аргументы.
Через 10-15 минут
останавливаем работу, просим еще раз перечитать свои аргументы и принять
однозначное решение, записав его после таблицы.
В зависимости от ответа «да»
или «нет» учащиеся делятся на группы: команда утверждения и команда отрицания.
В группах обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирая наиболее
значимые аргументы и контраргументы.
Аргументы оглашаются
поочередно представителями каждой из групп и фиксируются в тетради. В
результате может получиться следующая таблица (табл. 12).
В конце урока можно предложить
учащимся прочитать свои работы и ответить на вопросы одноклассников.
Таблица 12
Виновен ли Пьер в своем браке
не по любви?
|
|
ДА
|
НЕТ
|
Пьер, хоть и не без
некоторого испуга, принял новую жизнь, научил себя верить ничего не значащим
словам.
Он принял
как должное внезапное изменение отношения к нему в салоне А. П. Шерер.
Пьер привык к ясной и красивой улыбке Элен.
Он знал, что Элен глупа, в чувстве, которое она в нем возбуждала,
осознавал что-то гадкое, но, думая о ее ничтожестве, мечтал, как она будет
его женой.
Решив, что женитьба на Элен
была бы несчастьем, Пьер все-таки не переезжал от князя Василия.
«Нечего спрашивать, хорошо
это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного
сомнения», — такова была заключительная мысль Пьера о браке.
Его признание на французском,
прозвучавшее так бедно, потому что он с трудом вспомнил, что вообще говорят в
таких случаях, отозвалось в Пьере жгучим стыдом за себя.
|
Пьеру как человеку искреннему и честному казалось, что все его
искренне любят, раз удостаивают вниманием и лаской.
Он, чувствуя, что между ним и
Элен образовалась какая-то связь, воспринимал это как некое обязательство,
которое он не мог не сдержать.
Пьеру свойственна «чистота
нравственного чувства», поэтому, однажды почувствовав близость Элен, ее плеч,
шеи, глаз, он не мог думать о ней иначе, как о своей жене. Он не мог обмануть
ожидания всех.
«Теперь все кончено, да, я
люблю ее», — так оправдывался Пьер в своих глазах, прежде чем сделать на
французском языке признание.
|
По результатам полемики
учащиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из трех предложенных вступлений:
«Да, Пьер виновен, потому что...» «Нет, Пьер не виновен, потому что...» «Я
не могу дать однозначного ответа, потому что...»
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий